«Космические каникулы» для детей
Дети отдохнули на осенних каникулах в детском лагере при пансионате «Восход», где проходила тематическая смена «Космические каникулы». В подобном формате смена проводилась уже в четвёртый раз. Её программа предельно отлажена и насыщена яркими событиями. Это тематические занятия со специалистами РКК «Энергия», мастер-классы, семинары, посещения выездного планетария.
Так, ребятам постарше и малышам запомнится встреча с главным специалистом отдела технической подготовки и проектирования деятельности космонавтов С.Н. Самбуровым – правнуком великого учёного и мечтателя К.Э. Циолковского. Эта встреча вместила в себя и лекцию о направлениях деятельности основоположника теоретической космонавтики, и фильм о семье учёного, и рассказ о приезде Юрия Гагарина, Германа Титова, Павла Поповича и других первых космонавтов к дочери Константина Эдуардовича, и викторину, и награждение за лучший вопрос. Она прошла настолько интересно, что дети вряд ли забудут о том, что вместе с правнуком учёного рассуждали об устройстве Вселенной, о внеземном разуме и о двигателях, необходимых нашим космическим кораблям, чтобы путешествовать от планеты к планете.
Всегда с интересом слушают участники космической смены И.Н. Верховского, начальника отдела 264. Главная тема его беседы – рассказ о начальном периоде становления С.П. Королёва как Главного конструктора – периоде учебы в высших учебных заведениях, увлечения планеризмом, работе в Группе Изучения Реактивного Движения (ГИРД). Занятия со школьниками организованы с учетом их возраста. Школьники от 1-го до 4-го класса очень активно реагируют на рассказы о космосе. Их интересует буквально все. Ученики постарше (с 5-го по 9-й класс) задают более серьезные и порой очень неожиданные вопросы. Поэтому подготовка к таким занятиям – дело ответственное, но всегда желанное и интересное. Сергей Павлович Королёв в обязательном порядке заставлял своих сотрудников вести преподавательскую деятельность: «Когда учишь других, тогда учишься сам». Ответы на самые сложные вопросы, видеоматериалы, исторический экскурс в «Марсианский проект», – хороши все формы работы со школьниками, демонстрирующие, как последовательно и неуклонно продвигаясь от простого к сложному, можно добиться осуществления своей Мечты.
Значимым событием «Космических каникул» стал телемост с МКС, организованный при поддержке ЦУПа. В течение двадцати минут космонавты Сергей Рязанский и Александр Мисуркин рассказали ребятам, как переносят гравитацию, как выглядит планета сверху, какие сны им снятся на орбите, холодно или жарко в открытом космосе, держат ли на космической станции домашних животных. К этому разговору ребята готовились, сообща придумывали вопросы. Авторы наиболее интересных получили право лично задать их космонавтам. Один мальчик семи лет растерялся у микрофона, забыл свой вопрос и едва не расплакался. На помощь пришли вожатые… Космонавты постарались удовлетворить любопытство всех. Однако через двадцать минут вынуждены были попрощаться – рабочее время на МКС распланировано жёстко. А дети потом звонили родным и друзьям, чтобы поделиться радостью – только что они говорили с космонавтами на орбите!
Настоящий фурор в лагере произвело практическое занятие по изучению конструкции и назначения космических скафандров. Инженер-испытатель отдела 291 НТЦ-29Ц РКК «Энергия» А.А. Кивирян и космонавт-испытатель ЦПК О.В. Блинов привезли с собой макеты аварийно-спасательного скафандра «Сокол КВ-2» и скафандра для работы в открытом космосе «Орлан-МКС», которые ребята смогли не только подробно рассмотреть, но и потрогать руками.
В лагере с нетерпением ждали встречу с космонавтом-испытателем, руководителем НТЦ-29Ц РКК «Энергия», Героем России А.Ю. Калери. Дети были под сильным впечатлением, узнав, что на счету космонавта пять полётов в космос общей продолжительностью 769 суток. Ребят интересовало, долго ли пришлось восстанавливаться после возвращения с орбиты, на каком языке говорят на Международной космической станции, по какому времени живут экипажи на орбите, какой у них распорядок дня, что входит в рацион питания, когда люди полетят в другие галактики, сколько нужно тренироваться, чтобы попасть в космонавты. Вопросов было множество. И на все Александр Юрьевич дал обстоятельные ответы. В конце встречи каждый ребёнок получил на память цветное фото космонавта с автографом.
Инженер-испытатель отдела 291 НТЦ-29Ц РКК «Энергия» И.М. Величко прочёл в лагере две лекции по истории освоения космоса: первый спутник, орбитальный полёт Белки и Стрелки, первый человек в космосе, первый групповой полёт двух кораблей, первая женщина-космонавт, первый выход человека в открытый космос. «По вопросам с мест было понятно, что мои слушатели увлечены ракетно-космической тематикой, – поделился впечатлениями Иван Михайлович. Я хотел донести до них мысль, что в главных достижениях в космосе мы были первыми, и теперь их поколению предстоит делать новые открытия. И это здорово – создавать то, чего до сих пор человечество не знало. От такой перспективы дети были в восторге».
В досуговую часть «Космических каникул» были включены уроки по рисованию и декоративно-прикладному творчеству, подготовка театральных инсценировок, групповые познавательно-развлекательные игры, занятия теннисом, плаванием в бассейне, футболом и волейболом, просмотр научно-популярных и художественных фильмов на космическую тематику, дискотека. Среди новшеств – учебный видеоканал «Восход-ТВ». В течение дня ребята снимали на видео репортажи, а вечером показывали уже смонтированные сюжеты на общелагерных сборах. Детям нравилось видеть себя на экране, поэтому, чтобы попасть в кадр, они активно участвовали во всех мероприятиях.
«Каждая смена «Космических каникул» по-своему уникальна, – уверен директор пансионата «Восход» Дмитрий Соколов. – Наша задача в том, чтобы сделать пребывание детей здесь незабываемым, чтобы они подзарядились положительными эмоциями и взялись за учёбу во второй четверти хорошо отдохнувшими. И не случайно лагерь «Восход» занимает четвёртое место в рейтинге из ста лучших учреждений детского отдыха Подмосковья. Надеемся, что весной проект «Космические каникулы» будет продолжен».